Дорогие Друзья! Предлагаю Вашему вниманию замечательно-мудрые слова отца Михаила Ардова, православного священника РПАЦ, протоиерея, настоятеля московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских.
Христианин не должен заниматься политикой. Христианин должен – в особенности в наше печальное время – стоять как можно дальше от всех таких дел и политических вопросов.
Но мы живём в совершенно реальном мире, и живём в совершенно определенные времена, и поэтому у Церкви Православной (и, замечу от себя, не только у Православной) есть долг некий. Долг этот состоит в том, чтобы исключительно с нравственной точки зрения оценивать всё, что происходит в мире.
С течением веков – в особенности теперь, когда практически весь мир от Церкви отшатнулся, когда мы живём уже в постхристианские времена, - тем более этот долг нравственной оценки – христианской оценки - всего происходящего в мире является нашим непременным долгом.
С самых первых шагов христианская Церковь занималась, в частности, и этим. Мы знаем, что Господь Иисус Христос с нравственной точки зрения обличал первосвященников иудейских и фарисеев. Святой Иоанн Предтеча, величайший пророк, обличал нечестивого царя Ирода за его прелюбодейную связь с женою брата. Как Господь Иисус Христос, так и святой Иоанн Предтеча за это поплатились, что называется, жизнями. Фарисеи отдали Господа Иисуса Христа на распятие, а Ирод – по наущению своей сожительницы и её дочери - приказал отрубить голову св. Иоанну Предтече. Во все времена были христианские подвижники и мученики, которые не боялись обличать безнравственность сильных мира сего. Обличал императрицу св. Иоанн Златоуст, за что был сослан в ссылку и, в конце концов, в общем-то, мученически скончался. И в России мы знаем такие примеры. Мы знаем Митрополита Филиппа, который обличал за жестокость Иоанна Грозного, и тоже поплатился своей жизнью за это.
Но мы, конечно, все далеки от мучеников, от исповедников. Надо сказать, что и Новомученики Российские обличали ложь большевизма, обличали лукавых сергиан, митрополита Сергия и его сторонников, которые пошли к большевикам, этим палачам, буквально уголовникам, на службу, и за это так же многие из них поплатились жизнью. Мы, живущие уже в нынешнее время, конечно, себя не приравниванием к подобным подвижникам, но - тем не менее - для христиан долг этот остаётся – мы должны нравственно оценивать то, что мы видим в современном мире.
И хотя сегодня такой праздник - не вполне для таких слов, которые я буду говорить, подходящий, - но, тем не менее, я считаю своим пастырским долгом, обратиться к вам с особенными словами.
Сейчас в нашей стране с необычайной пышностью, с необычайной, я бы сказал, помпезностью и безвкусностью празднуется то, что наши властители именуют словом "Великая победа". Вот если взглянуть на это событие, которое они так пышно празднуют, даже не просто с христианской точки зрения, а с точки зрения достаточно разумной, то мы увидим, что праздник этот совершенно безобразен. Во-первых, начать с этого слова "победа". Кто кого победил и какой ценой? И каковы последствия этой, так называемой, победы? И мы увидим, что один тиран победил другого тирана. Сталин, убийца миллионов, при этом миллионов своих соотечественников, победил другого тирана, немецкого, менее хитрого, чем Сталин. И в результате этого половина Европы – Восточная Европа - попала под власть большевиков. И наш народ остался в результате этой победы ещё на многие десятилетия под властью всё тех же жестоких, безнравственных и безбожных правителей. Цена этой победы была несоразмерно высока, потому что Сталин и его приспешники не жалели людей никогда.
Но это лишь одна сторона вопроса. Вторая сторона вопроса состоит в том, что самый этот праздник называть "великой победой" и помпезно праздновать начали совсем не в те времена. Это уже при "товарище" Брежневе так стали праздновать. Сам Сталин этот день не считал таким важным и не считал, что у него большая победа. Он ведь хотел захватить всю Европу и устроить мировую революцию, а ему это не удалось: он захватил всего пол-Европы. И вот сейчас мы смотрим на оставшихся в живых ветеранов, которых сейчас как бы почитают, выдают им какую-то еду, делают какие-то с ними интервью, которых развлекают. Но ведь это теперь только к ним так относятся. Я человек уже довольно пожилой, я прекрасно помню послевоенные годы, как в 1945-м, 1946-м году Москва была буквально наводнена калеками, безрукими, безногими солдатами, которые пришли с войны, и вдруг они все исчезли. Я только потом узнал, что их всех, чтобы они вид столицы не портили, схватили и отправили помирать на остров Валаам. Там не было монастыря, вот они там, можно себе представить, в каких условиях доживали свой век. Они нищенствовали, побирались, - вот, чтоб ничего этого в столице не было, так с ними обошлись. Вот так они относились к ветеранам. Вообще, если взять историю этой так называемой "Великой победы", то там все сплошь или ложь или умолчание.
Потому что всё, что большевики и их последыши – так называемые "демократы" – говорят о "великой победе" свидетельствует о том, что у нас до сих пор у власти коммунисты. Они только перекрасились и устроили так, чтобы воровать стало легче. А по существу психология их вся та же.
Президент Путин, будучи в Европе, гласно заявил, что нельзя сравнивать Гитлера со Сталиным, что, дескать, Сталин, хотя тиран и многие его считают преступником, но он, мол, не фашист. И тут тоже определённая ложь. Никаким фашистом Гитлер не был и не мог быть. В Германии не было фашистской партии. Фашисты были в Италии. В Германии были национал-социалисты. Но, чтобы как-нибудь не замарать "святое" своё слово "социализм", коммунисты, естественно, стали называть немцев "фашистами", и до сих пор это продолжается, хотя это для грамотного человека просто сказать смешно.
Можно ещё много чего на эту тему говорить. Говорить о том, что эту войну, которую уместно, конечно, называть не отечественной, а Второй мировой, развязал в огромной степени "товарищ" Сталин.
Но я уже дальше и не буду вам говорить на эту тему. Я только хочу вам сказать, что мы с вами принадлежим к христианской Церкви. Мы не должны вовлекаться ни в какие политические вещи.
То, что правда скрывается, то, что это брежневское раздувание страшного события продолжается, это очень и очень плохой знак.
У нас есть люди, в Московской патриархии тоже существуют такие, которые говорят о том, что должно быть покаяние, дескать, в нашей стране. Но покаяние – это очень высокое состояние, оно доступно только для христиан, и христиан сознательных. То покаяние, о котором сейчас говорят всуе, должно быть неким осознанием того, что происходило. Если бы наше правительство действительно бы хотело очиститься от этой коммунистической скверны и сделать Россию и национальной, и духовной, то, прежде всего, надо было бы заняться вот чем: надо было бы снять 200 полнометражных телефильмов о всех преступлениях советской власти, начиная с расстрелов 1918 г., с Кронштадтского мятежа, с подавления Тамбовского восстания, раскулачивания и, кстати, сказать и правдиво о войне, не говоря уже про 37 год и про весь этот террор. И если бы люди могли это смотреть и это бы демонстрировалось, то тогда, может быть, действительно кто-то бы пришёл к покаянию. Но мы видим, что ветер дует в противоположную сторону, и мы должны это понимать и чувствовать.
Для нас самое важное – не вовлекаться – повторяю - ни во что подобное. Мы не можем это все остановить. Наш голос не услышат, не захотят слышать. Сейчас и телевидение подконтрольно государству, и радио, сейчас они раструбят эту "великую победу". Можно себе представить, сколько уже сейчас вбито денег на безобразное "украшение" города, на всяких иностранных гостей, вместо того, чтобы помочь действительно неимущим людям, каким-нибудь детским домам или нищим пенсионерам.
Так вот пусть Господь поможет нам никогда и ни при каких обстоятельствах не соединяться ни с чем подобным. У нас есть свои христианские праздники, у нас есть свои христианские радости, у нас даже есть свои христианские юбилеи, каковым, конечно, является и Святая Пасха, и все, что ее сопровождает, вот это именно - наше. И да поможет нам Бог остаться до последнего издыхания в лоне Истинной Церкви. Аминь.
- Отец Михаил, в последнее время на различных церковно-общественных форумах часто говорится о том, что победа в Великой отечественной войне была достигнута благодаря единству народа и власти. Что Вы об этом думаете?
- Это просто абсурд. Чудовищно преступный режим Сталина всегда был враждебен народу. Доказательств этому можно найти много. Самое убедительное из них – история власовского движения. Миллионы примкнули к Власову. А ведь в истории России до этого никогда не было массовых переходов на сторону врага. Сначала их предала советская власть, объявив изменниками народа. Да и без этого, эти люди испытали на себе репрессии 30-х годов. Было бы "единство", не было бы массовой эмиграции русских людей. Ведь очень многие сумели уйти на Запад от антинародной и преступной власти.
Когда я был в Иерусалиме, то познакомился с монахиней Елеонского монастыря Людмилой (Келлер). Она была родом из Прибалтики. После войны она была переводчицей у американской оккупационной администрации в Германии. Ей приходилось переводить ответы русских военнопленных на допросах, когда решался вопрос об их выдаче в СССР. Матушка Людмила рассказывала мне: " Я на исповеди сказала своему духовнику отцу Георгию Граббе о том, что на мне грех лжесвидетельства. Вместо перевода слов военнопленных я сочиняю такие ответы, чтоб их не выдали. А он мне ответил, что, конечно, это грех, но чтоб я продолжала это делать и дальше, потому, что я спасаю людей".
- Последнее время часто можно слышать утверждения, что многие сталинские наркомы и военачальники были верующими людьми. Что Вы об этом думаете? Мог ли быть верующим, например, Лаврентий Берия?
(говорит с улыбкой) - Лаврентий Павлович был человеком "необычайных дарований". Генерал Судоплатов свидетельствует, что он был мастером оперативной работы. Он ковал победу с 1941 года, а позднее он (а не Сахаров) стал отцом атомной и водородной бомб. Но, с другой стороны, он был очень развратным человеком. А это, как все мы хорошо знаем, абсолютно несовместимо с православной верой.
Если же говорить серьёзно, существуют совершенно фантастические легенды. Например, о том, что у матушки Матроны был брат в охране Сталина. Этот охранник, якобы, передавал Сталину советы от Матроны. Сталин эти советы послушно исполнял.
Совершенно нелепы байки о православии Георгия Жукова. Жуков был фантастическим мародёром и чудовищно жестоким человеком. Куда бы он ни приезжал (свидетельство моего отца - фронтовика), его ключевая фраза была: расстрелять, оформить через трибунал. Для него человеческая жизнь абсолютно ничего не значила.
Жуков, Молотов, Берия, Говоров и др. - это сталинская гвардия. Циничные, жестокие и безбожные люди, которые не могли быть верующими. Подобного рода легенды Салтыков-Щедрин называл "благоглупостями". Задним числом выдают желаемое за действительное.
- Отец Михаил, как бы не оценивать режим, всё же не считаете ли Вы, что легализация РПЦ была большим положительным явлением, связанным с желанием режима быть ближе к народу?
- Главные причины легализации РПЦ – внешнеполитические. В первую очередь, это была вынужденная мера, предпринятая для поднятия авторитета режима в глазах западных правительств и западного общественного мнения.
В конце 1943 года, когда Сталин, Молотов и полковник МГБ Карпов придали РПЦ официальный статус, исход войны был предрешён и соревнование с Гитлером в открытии церквей для завоевания симпатий верующих не имело большого значения. Нужно было добиться симпатий на Западе для открытия Второго фронта и иметь церковную структуру для работы на занятых нашими войсками территориях, вне пределов довоенного СССР.
Уступки верующим были ничтожные - было открыто мизерное число храмов. РПЦ стала полностью подконтрольной МГБ, послушно исполняющей любые приказы.
Легализация РПЦ имела ужасные последствия для русских эмигрантов на Западе и в Китае. Многие эмигранты приняли "возрождение Православия" за чистую монету и решили, что теперь могут возвращаться на родину. Зазывалы из РПЦ успешно агитировали русских людей возвращаться. Большинство вернувшихся погибли в лагерях.
Уже после войны Сталин вошёл во вкус имперского образа своей власти. Он стал чувствовать себя всероссийским императором. Он захотел окружить себя имперским декором - появились старорежимные погоны и аксельбанты, гимназические формы на учениках. Одним из элементов этого декора стали белоклобучники на кремлевских приёмах. Но это уже вопрос эстетики (по сути фиглярской), а не духовной, церковной жизни.
- Всё же, ведь, появилась у верующих возможность ходить в церковь, вера в Бога перестала быть преступлением?
- На каком-то частном уровне кому-то было облегчение. В основном для пожилых людей. Для людей желающих посещать церковь, а, в остальном, жить по аморальным и антихристианским правилам сталинского режима. К тому же тем, кто работал, а тем более имел профессию, предполагающую хоть какую-нибудь ответственность, посещать и такую церковь было совсем не безопасно.
Вторая Мировая война безусловно является одним из значительнейших событий XX века. Но я избегаю слова не только "Великая", но даже "Победа". Слишком много зла пришло в мир вместе с торжеством сталинизма. Для Православия это событие особенно прискорбно тем, что в результате войны прекратили существование три православные монархии - в Болгарии, Румынии и Королевстве сербов и хорватов. Церкви этих стран превратились в такое же ничтожество, каким уже была Московская патриархия – игрушки в руках всё той же Лубянки.
- Отец Михаил, Вы сочувствуете только православным, страдания многочисленных верующих других конфессий- католиков и протестантов в центральноевропейских странах Вас не трогают?
- Я сострадаю всем жертвам сталинского и гитлеровского режимов. Мне жалко и словаков, и венгров, и немцев. Страдания евреев и цыган, российских немцев и финнов, чеченцев и калмыков не могут не вызвать душевной боли.
- Отец Михаил, как Вы, в таком случае, объясняете позицию патриарха Алексия II, митрополитов Климента (Капалина) и Кирилла (Гундяева), других видных представителей духовенства положительно оценивающих деятельность Сталина, Жукова и других деятелей режима в годы войны и сразу после неё?
- В последние годы в России набирает силу гебистская идеология, и они подстраиваются под неё, надеясь получить за это награду.
- Вы думаете, что они кривят душой?
- Они не кривят душой. Они действительно плоть от плоти той самой, как выражается патриарх Алексий II, структуры, которую Сталин, Молотов и Карпов учредили в 1943 году. И их отношение к войне и победе отражает эту глубинную связь Московской патриархии со сталинизмом. Обратите внимание, хотя бы, на участие духовенства РПЦ в официальных празднованиях 9 мая. Слишком многое в их поведении вызывает вопросы. Начиная с, по-видимому, зороастрийского, обычая поклонения огню и кончая сентенциями в праздничных речах и проповедях, где окончание Второй Мировой войны называется победой добра над злом! Подразумевается, что Сталин - это воплощение добра!
- Как Вы относитесь к планам причисления маршала Жукова к лику святых?
- Я думаю, что такой шаг ещё больше отдалит Московскую патриархию и от Православия, и от народа.
- Как Вы относитесь к строительству памятных храмов на местах битв Великой отечественной войны. Например, в Прохоровке?
- В этом есть какая–то неправда. Ведь советские войска защищали государство, официальной идеологией которого был воинствующий атеизм. Для поминовения верующих, которые сражались в рядах советской армии на полях сражений разумно поставить простые часовенки.
К тому же это нерациональное расходование средств. На местах боёв обычно никто не живет. Это поля, леса. Лучше строить храмы в населённых пунктах.
Должен сказать, что современное храмоздательство вызывает у меня противоречивые чувства. Все мы знаем, что оно слишком часто обеспечено деловым сотрудничеством архиреев с казнокрадами. Это сотрудничество- явление очень печальное, оно мешает РПЦ стать подлинной Церковью и вести Россию к духовному возрождению.
Христианин не должен заниматься политикой. Христианин должен – в особенности в наше печальное время – стоять как можно дальше от всех таких дел и политических вопросов.
Но мы живём в совершенно реальном мире, и живём в совершенно определенные времена, и поэтому у Церкви Православной (и, замечу от себя, не только у Православной) есть долг некий. Долг этот состоит в том, чтобы исключительно с нравственной точки зрения оценивать всё, что происходит в мире.
С течением веков – в особенности теперь, когда практически весь мир от Церкви отшатнулся, когда мы живём уже в постхристианские времена, - тем более этот долг нравственной оценки – христианской оценки - всего происходящего в мире является нашим непременным долгом.
С самых первых шагов христианская Церковь занималась, в частности, и этим. Мы знаем, что Господь Иисус Христос с нравственной точки зрения обличал первосвященников иудейских и фарисеев. Святой Иоанн Предтеча, величайший пророк, обличал нечестивого царя Ирода за его прелюбодейную связь с женою брата. Как Господь Иисус Христос, так и святой Иоанн Предтеча за это поплатились, что называется, жизнями. Фарисеи отдали Господа Иисуса Христа на распятие, а Ирод – по наущению своей сожительницы и её дочери - приказал отрубить голову св. Иоанну Предтече. Во все времена были христианские подвижники и мученики, которые не боялись обличать безнравственность сильных мира сего. Обличал императрицу св. Иоанн Златоуст, за что был сослан в ссылку и, в конце концов, в общем-то, мученически скончался. И в России мы знаем такие примеры. Мы знаем Митрополита Филиппа, который обличал за жестокость Иоанна Грозного, и тоже поплатился своей жизнью за это.
Но мы, конечно, все далеки от мучеников, от исповедников. Надо сказать, что и Новомученики Российские обличали ложь большевизма, обличали лукавых сергиан, митрополита Сергия и его сторонников, которые пошли к большевикам, этим палачам, буквально уголовникам, на службу, и за это так же многие из них поплатились жизнью. Мы, живущие уже в нынешнее время, конечно, себя не приравниванием к подобным подвижникам, но - тем не менее - для христиан долг этот остаётся – мы должны нравственно оценивать то, что мы видим в современном мире.
И хотя сегодня такой праздник - не вполне для таких слов, которые я буду говорить, подходящий, - но, тем не менее, я считаю своим пастырским долгом, обратиться к вам с особенными словами.
Сейчас в нашей стране с необычайной пышностью, с необычайной, я бы сказал, помпезностью и безвкусностью празднуется то, что наши властители именуют словом "Великая победа". Вот если взглянуть на это событие, которое они так пышно празднуют, даже не просто с христианской точки зрения, а с точки зрения достаточно разумной, то мы увидим, что праздник этот совершенно безобразен. Во-первых, начать с этого слова "победа". Кто кого победил и какой ценой? И каковы последствия этой, так называемой, победы? И мы увидим, что один тиран победил другого тирана. Сталин, убийца миллионов, при этом миллионов своих соотечественников, победил другого тирана, немецкого, менее хитрого, чем Сталин. И в результате этого половина Европы – Восточная Европа - попала под власть большевиков. И наш народ остался в результате этой победы ещё на многие десятилетия под властью всё тех же жестоких, безнравственных и безбожных правителей. Цена этой победы была несоразмерно высока, потому что Сталин и его приспешники не жалели людей никогда.
Но это лишь одна сторона вопроса. Вторая сторона вопроса состоит в том, что самый этот праздник называть "великой победой" и помпезно праздновать начали совсем не в те времена. Это уже при "товарище" Брежневе так стали праздновать. Сам Сталин этот день не считал таким важным и не считал, что у него большая победа. Он ведь хотел захватить всю Европу и устроить мировую революцию, а ему это не удалось: он захватил всего пол-Европы. И вот сейчас мы смотрим на оставшихся в живых ветеранов, которых сейчас как бы почитают, выдают им какую-то еду, делают какие-то с ними интервью, которых развлекают. Но ведь это теперь только к ним так относятся. Я человек уже довольно пожилой, я прекрасно помню послевоенные годы, как в 1945-м, 1946-м году Москва была буквально наводнена калеками, безрукими, безногими солдатами, которые пришли с войны, и вдруг они все исчезли. Я только потом узнал, что их всех, чтобы они вид столицы не портили, схватили и отправили помирать на остров Валаам. Там не было монастыря, вот они там, можно себе представить, в каких условиях доживали свой век. Они нищенствовали, побирались, - вот, чтоб ничего этого в столице не было, так с ними обошлись. Вот так они относились к ветеранам. Вообще, если взять историю этой так называемой "Великой победы", то там все сплошь или ложь или умолчание.
Потому что всё, что большевики и их последыши – так называемые "демократы" – говорят о "великой победе" свидетельствует о том, что у нас до сих пор у власти коммунисты. Они только перекрасились и устроили так, чтобы воровать стало легче. А по существу психология их вся та же.
Президент Путин, будучи в Европе, гласно заявил, что нельзя сравнивать Гитлера со Сталиным, что, дескать, Сталин, хотя тиран и многие его считают преступником, но он, мол, не фашист. И тут тоже определённая ложь. Никаким фашистом Гитлер не был и не мог быть. В Германии не было фашистской партии. Фашисты были в Италии. В Германии были национал-социалисты. Но, чтобы как-нибудь не замарать "святое" своё слово "социализм", коммунисты, естественно, стали называть немцев "фашистами", и до сих пор это продолжается, хотя это для грамотного человека просто сказать смешно.
Можно ещё много чего на эту тему говорить. Говорить о том, что эту войну, которую уместно, конечно, называть не отечественной, а Второй мировой, развязал в огромной степени "товарищ" Сталин.
Но я уже дальше и не буду вам говорить на эту тему. Я только хочу вам сказать, что мы с вами принадлежим к христианской Церкви. Мы не должны вовлекаться ни в какие политические вещи.
То, что правда скрывается, то, что это брежневское раздувание страшного события продолжается, это очень и очень плохой знак.
У нас есть люди, в Московской патриархии тоже существуют такие, которые говорят о том, что должно быть покаяние, дескать, в нашей стране. Но покаяние – это очень высокое состояние, оно доступно только для христиан, и христиан сознательных. То покаяние, о котором сейчас говорят всуе, должно быть неким осознанием того, что происходило. Если бы наше правительство действительно бы хотело очиститься от этой коммунистической скверны и сделать Россию и национальной, и духовной, то, прежде всего, надо было бы заняться вот чем: надо было бы снять 200 полнометражных телефильмов о всех преступлениях советской власти, начиная с расстрелов 1918 г., с Кронштадтского мятежа, с подавления Тамбовского восстания, раскулачивания и, кстати, сказать и правдиво о войне, не говоря уже про 37 год и про весь этот террор. И если бы люди могли это смотреть и это бы демонстрировалось, то тогда, может быть, действительно кто-то бы пришёл к покаянию. Но мы видим, что ветер дует в противоположную сторону, и мы должны это понимать и чувствовать.
Для нас самое важное – не вовлекаться – повторяю - ни во что подобное. Мы не можем это все остановить. Наш голос не услышат, не захотят слышать. Сейчас и телевидение подконтрольно государству, и радио, сейчас они раструбят эту "великую победу". Можно себе представить, сколько уже сейчас вбито денег на безобразное "украшение" города, на всяких иностранных гостей, вместо того, чтобы помочь действительно неимущим людям, каким-нибудь детским домам или нищим пенсионерам.
Так вот пусть Господь поможет нам никогда и ни при каких обстоятельствах не соединяться ни с чем подобным. У нас есть свои христианские праздники, у нас есть свои христианские радости, у нас даже есть свои христианские юбилеи, каковым, конечно, является и Святая Пасха, и все, что ее сопровождает, вот это именно - наше. И да поможет нам Бог остаться до последнего издыхания в лоне Истинной Церкви. Аминь.
- Отец Михаил, в последнее время на различных церковно-общественных форумах часто говорится о том, что победа в Великой отечественной войне была достигнута благодаря единству народа и власти. Что Вы об этом думаете?
- Это просто абсурд. Чудовищно преступный режим Сталина всегда был враждебен народу. Доказательств этому можно найти много. Самое убедительное из них – история власовского движения. Миллионы примкнули к Власову. А ведь в истории России до этого никогда не было массовых переходов на сторону врага. Сначала их предала советская власть, объявив изменниками народа. Да и без этого, эти люди испытали на себе репрессии 30-х годов. Было бы "единство", не было бы массовой эмиграции русских людей. Ведь очень многие сумели уйти на Запад от антинародной и преступной власти.
Когда я был в Иерусалиме, то познакомился с монахиней Елеонского монастыря Людмилой (Келлер). Она была родом из Прибалтики. После войны она была переводчицей у американской оккупационной администрации в Германии. Ей приходилось переводить ответы русских военнопленных на допросах, когда решался вопрос об их выдаче в СССР. Матушка Людмила рассказывала мне: " Я на исповеди сказала своему духовнику отцу Георгию Граббе о том, что на мне грех лжесвидетельства. Вместо перевода слов военнопленных я сочиняю такие ответы, чтоб их не выдали. А он мне ответил, что, конечно, это грех, но чтоб я продолжала это делать и дальше, потому, что я спасаю людей".
- Последнее время часто можно слышать утверждения, что многие сталинские наркомы и военачальники были верующими людьми. Что Вы об этом думаете? Мог ли быть верующим, например, Лаврентий Берия?
(говорит с улыбкой) - Лаврентий Павлович был человеком "необычайных дарований". Генерал Судоплатов свидетельствует, что он был мастером оперативной работы. Он ковал победу с 1941 года, а позднее он (а не Сахаров) стал отцом атомной и водородной бомб. Но, с другой стороны, он был очень развратным человеком. А это, как все мы хорошо знаем, абсолютно несовместимо с православной верой.
Если же говорить серьёзно, существуют совершенно фантастические легенды. Например, о том, что у матушки Матроны был брат в охране Сталина. Этот охранник, якобы, передавал Сталину советы от Матроны. Сталин эти советы послушно исполнял.
Совершенно нелепы байки о православии Георгия Жукова. Жуков был фантастическим мародёром и чудовищно жестоким человеком. Куда бы он ни приезжал (свидетельство моего отца - фронтовика), его ключевая фраза была: расстрелять, оформить через трибунал. Для него человеческая жизнь абсолютно ничего не значила.
Жуков, Молотов, Берия, Говоров и др. - это сталинская гвардия. Циничные, жестокие и безбожные люди, которые не могли быть верующими. Подобного рода легенды Салтыков-Щедрин называл "благоглупостями". Задним числом выдают желаемое за действительное.
- Отец Михаил, как бы не оценивать режим, всё же не считаете ли Вы, что легализация РПЦ была большим положительным явлением, связанным с желанием режима быть ближе к народу?
- Главные причины легализации РПЦ – внешнеполитические. В первую очередь, это была вынужденная мера, предпринятая для поднятия авторитета режима в глазах западных правительств и западного общественного мнения.
В конце 1943 года, когда Сталин, Молотов и полковник МГБ Карпов придали РПЦ официальный статус, исход войны был предрешён и соревнование с Гитлером в открытии церквей для завоевания симпатий верующих не имело большого значения. Нужно было добиться симпатий на Западе для открытия Второго фронта и иметь церковную структуру для работы на занятых нашими войсками территориях, вне пределов довоенного СССР.
Уступки верующим были ничтожные - было открыто мизерное число храмов. РПЦ стала полностью подконтрольной МГБ, послушно исполняющей любые приказы.
Легализация РПЦ имела ужасные последствия для русских эмигрантов на Западе и в Китае. Многие эмигранты приняли "возрождение Православия" за чистую монету и решили, что теперь могут возвращаться на родину. Зазывалы из РПЦ успешно агитировали русских людей возвращаться. Большинство вернувшихся погибли в лагерях.
Уже после войны Сталин вошёл во вкус имперского образа своей власти. Он стал чувствовать себя всероссийским императором. Он захотел окружить себя имперским декором - появились старорежимные погоны и аксельбанты, гимназические формы на учениках. Одним из элементов этого декора стали белоклобучники на кремлевских приёмах. Но это уже вопрос эстетики (по сути фиглярской), а не духовной, церковной жизни.
- Всё же, ведь, появилась у верующих возможность ходить в церковь, вера в Бога перестала быть преступлением?
- На каком-то частном уровне кому-то было облегчение. В основном для пожилых людей. Для людей желающих посещать церковь, а, в остальном, жить по аморальным и антихристианским правилам сталинского режима. К тому же тем, кто работал, а тем более имел профессию, предполагающую хоть какую-нибудь ответственность, посещать и такую церковь было совсем не безопасно.
Вторая Мировая война безусловно является одним из значительнейших событий XX века. Но я избегаю слова не только "Великая", но даже "Победа". Слишком много зла пришло в мир вместе с торжеством сталинизма. Для Православия это событие особенно прискорбно тем, что в результате войны прекратили существование три православные монархии - в Болгарии, Румынии и Королевстве сербов и хорватов. Церкви этих стран превратились в такое же ничтожество, каким уже была Московская патриархия – игрушки в руках всё той же Лубянки.
- Отец Михаил, Вы сочувствуете только православным, страдания многочисленных верующих других конфессий- католиков и протестантов в центральноевропейских странах Вас не трогают?
- Я сострадаю всем жертвам сталинского и гитлеровского режимов. Мне жалко и словаков, и венгров, и немцев. Страдания евреев и цыган, российских немцев и финнов, чеченцев и калмыков не могут не вызвать душевной боли.
- Отец Михаил, как Вы, в таком случае, объясняете позицию патриарха Алексия II, митрополитов Климента (Капалина) и Кирилла (Гундяева), других видных представителей духовенства положительно оценивающих деятельность Сталина, Жукова и других деятелей режима в годы войны и сразу после неё?
- В последние годы в России набирает силу гебистская идеология, и они подстраиваются под неё, надеясь получить за это награду.
- Вы думаете, что они кривят душой?
- Они не кривят душой. Они действительно плоть от плоти той самой, как выражается патриарх Алексий II, структуры, которую Сталин, Молотов и Карпов учредили в 1943 году. И их отношение к войне и победе отражает эту глубинную связь Московской патриархии со сталинизмом. Обратите внимание, хотя бы, на участие духовенства РПЦ в официальных празднованиях 9 мая. Слишком многое в их поведении вызывает вопросы. Начиная с, по-видимому, зороастрийского, обычая поклонения огню и кончая сентенциями в праздничных речах и проповедях, где окончание Второй Мировой войны называется победой добра над злом! Подразумевается, что Сталин - это воплощение добра!
- Как Вы относитесь к планам причисления маршала Жукова к лику святых?
- Я думаю, что такой шаг ещё больше отдалит Московскую патриархию и от Православия, и от народа.
- Как Вы относитесь к строительству памятных храмов на местах битв Великой отечественной войны. Например, в Прохоровке?
- В этом есть какая–то неправда. Ведь советские войска защищали государство, официальной идеологией которого был воинствующий атеизм. Для поминовения верующих, которые сражались в рядах советской армии на полях сражений разумно поставить простые часовенки.
К тому же это нерациональное расходование средств. На местах боёв обычно никто не живет. Это поля, леса. Лучше строить храмы в населённых пунктах.
Должен сказать, что современное храмоздательство вызывает у меня противоречивые чувства. Все мы знаем, что оно слишком часто обеспечено деловым сотрудничеством архиреев с казнокрадами. Это сотрудничество- явление очень печальное, оно мешает РПЦ стать подлинной Церковью и вести Россию к духовному возрождению.