Лех Александр Качиньский
18.VI.1943 - 10.IV.2010 гг
Сегодня не круглая дата катастрофы, сегодня не День Рождения президента Леха Александра Качиньского, но я пишу о том что случилось 10 апреля, когда мир потрясла трагедия гибели польского правительства.
Статья в «Gazeta Polska»
«Когда Ту-154 появился в небе над Смоленском, диспетчерская башня приказала ему снизиться до высоты 50 метров. Как следует из показаний поручика Артура Воштыла (документ 1165), самолет был направлен на ложную трассу в овраг глубиной 60 метров в условиях сильного тумана при видимости в 30 метров. Это был смертный приговор для президентского самолета.
Поручик Воштыл слышал слова русского диспетчера, когда находился на борту самолета Як-40, приземлившегося в Смоленске 10 апреля в 7:22. Они говорили по-русски, когда второй пилот Ту-154 Роберт Грживна на высоте самолета 80-70 метров скомандовал: «Уходим». Это показывает, что контрольная башня аэродрома Смоленск-Северный направила президентский самолет на землю.Российские диспетчеры знали, что президентский самолет находился на ложной глиссаде и направили его прямо в овраг глубиной в 60 метров. Как засвидетельствовал Воштыл, российский диспетчер сообщил пилоту президентского самолета: "если на высоте 50 метров не увидите полосу, улетайте". Однако башня знала, что вертикальная видимость в районе аэродрома была лишь 30 метров. Снижение польского самолета до вертикальной высоты в 50 метров означало неизбежное крушение самолета на склоне оврага. Когда сквозь густой туман летчики увидели набегающий на них склон оврага, у них уже не было шанса. Только исключительное мастерство пилота Аркадиуша Протасюка позволило поднять самолет на несколько метров и избежать столкновения со склоном оврага. Но затем самолет потерял часть крыла, что стала началом драмы. Тем не менее этим фактом не объяснить, почему самолет оказался столь разрушенным при падении с высоты всего в несколько метров. Что случилось с самолетом до того, как он ударился о землю, почему у самолета фактически исчез весь пассажирский салон, сегодня также неизвестно.
Любопытно, что свидетельские показания поручика Артура Воштылы находятся в противоречии с показаниями российского диспетчера Павла Плюснина (документ 2538). Последний дал показания, что запрещал пилотам спускаться ниже 100 м. Поразительно, но ни команды российского диспетчера о спуске до 50 метров, какую услышал поручик Воштыл, ни даже запрета на спуск ниже 100 метров, о каком в своих показаниях сообщил российский контролер и что могло бы стать подтверждением добрых намерений смоленской башни, в стенограмме нет. Это еще одно подтверждение того, что опубликованная транскрипция, как и все расследование, является сфальсифицированной. Четыре месяца спустя после катастрофы ситуация становится все более запутанной. Президент Бронислав Комаровский не желает прояснять ситуацию с трагедией. За исключением награждения российских милиционеров за их самоотверженность в деле обеспечения охраны места катастрофы...»
Напомню, что в результате катастрофы погибли 96 человек, среди них военные, члены правительства и церкви Польши.
Почему-то вспомнилось стихотворение Иосифа Бродского "Песенка"
По холмам поднебесья,
по дороге неблизкой,
возвращаясь без песни
из земли италийской,
над страной огородов,
над родными полями
пролетит зимородок
и помашет крылами.
И с высот олимпийских,
недоступных для галки,
там, на склонах альпийских,
где желтеют фиалки, -
хоть глаза её зорки
и простор не тревожит, -
видит птичка пригорки,
но понять их не может.
Между сосен на кручах
птица с криком кружится
и, замешкавшись в тучах,
вновь в отчизну стремится.
Помнят только вершины
да цветущие маки,
что на Монте-Кассино
это были поляки.